Тарифы на доставку грузов автотранспортом в РФ стали расти

Тарифы на доставку грузов автотранспортом в РФ стали расти

Вместе с тем в 2023 году увеличился и объем грузоперевозок по стране.

С начала 2023 года цена грузоперевозок автомобильным транспортом выросла в среднем на 10%. Разберемся в том, почему цены на грузоперевозки стали расти.

 

Маршруты доставки зарубежных грузов стали длиннее

Новые экономические реалии и введенные санкции привели к тому, что число зарубежных авиа, морских и авто перевозчиков в РФ сократилось. Поток прямого импорта из стран ЕС сильно снизился, путь грузов удлинился, что привело не только к увеличению срока доставки, но и к росту стоимости.

Эксперты отмечают, что сроки поставок по некоторым направлениям выросли в два-три раза, а стоимость - более чем на треть.

 

Почти 70% грузового парка в РФ старше 10 лет

Спрос на тягачи большой, но с ростом стоимости автомобилей и уходом с рынка РФ ряда производителей обновление автопарка может затрудниться.

Вместе с тем грузовики старше 10 лет требуют более частого ремонта и здесь перевозчики сталкиваются со ставшим уже привычным ростом цен на запчасти, которые с января 2022 по январь 2023 года сосавил в среднем +30%.

Эксперты Банка РФ также отметили, что рост стоимости доставки грузов автотранспортом связан с восстановлением спроса на внутренние перевозки, удорожанием запчастей и самих машин.

 

Повышение утильсбора 

На сегодняшний день в России китайские грузовые транспортные средства занимают лидирующие позиции. По данным Автостат Инфо, в июне 2023 года их доля составила 61,9% от общего рынка грузовых автомобилей.

Однако с 1 августа текущего года в РФ был увеличен утилизационный сбор, что привело к значительному повышению цен на иностранные автомобили. Это решение затронуло как новые, так и подержанные автомобили, которые будут импортированы юридическими лицами. Кроме того, ставка сбора для грузовых автомобилей увеличилась в 1,7 раза.

В результате, покупка нового импортного грузового транспортного средства стала более затратной. Это также может отразиться на тарифах грузоперевозок.

 

Дефицит водителей

Все чаще поступают сообщения о дефиците квалифицированных кадров в РФ, отрасль грузоперевозок это тоже затронуло.

В частности, это касается водителей, имеющих категорию СЕ, которые могут управлять грузовыми автомобилями с общей массой более 3,5 тонны.

За последние пять лет дефицит водителей грузовых автомобилей вырос с 15% до 21%. Данные, предоставленные комитетом транспортной логистики "Деловая Россия", указывают на то, что в настоящее время не хватает около 50 000 водителей грузовых автомобилей, что приводит к простаиванию около 10% автопарка. 

Нехватка водителей большегрузов влияет на размер заработной платы. Хотя по официальным данным средняя зарплата водителей составляет в районе 70 тысяч рублей, судя по размещенным вакансиям эту сумму можно увеличить в два, а то и в три раза.

 

Рост тарифов и налогов

С 1 февраля текущего года максимально допустимые тарифы для платных трасс, налоги и сборы в системе Платон выросли на 12%.

Помимо этого, ухудшить ситуацию может рост тарифов на страховку, так с июня для въезда в страны ЕС российским водителям необходимо приобретать полисы пограничного страхования.

 

Ослабление рубля и инфляция

Рост цен сейчас наблюдается во многих отраслях. В первую очередь, он связан с ростом себестоимости, это наблюдается как на продуктовом рынке, так и в транспортной сфере.

С начала года рубль подешевел примерно на 30% по отношению к доллару и евро.

 

 Рост цен на топливо

Цены на бензин и дизельное топливо начали сильно расти. Так, в сентябре 2023 года резкое повышение стоимости на нефтепродукты было отмечено в 79 регионах Российской Федерации.

Власти России приняли все необходимые меры для стабилизации цен на рынке, однако эффект этих действий пока мало ощутим для обычных водителей.

Кроме того, в Российской Федерации наблюдается закрытие АЗС в связи с резким повышением цен на топливо. Многие предприятия не в состоянии приобрести бензин и дизельное топливо по текущим тарифам, что приводит к вынужденному закрытию. Более того, топливо в стране стало в целом трудно найти.  

 

Объем грузоперевозок возрос?

За первое полугодие 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки по РФ увеличился на 61% (об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ATI.SU).

Несмотря на то, что грузооборот со странами ЕС снизился, наблюдается существенный рост грузопотока с другими странами: Белоруссией, Китаем, Монголией, Турцией, Узбекистаном, Китаем и рядом других стран.

С марта по май грузооборот морских портов России был на 10 процентов выше, чем в конце 2021 года.

Автомобильные грузоперевозки в зарубежные страны по отдельным направлениям (южному и восточному) показали рост объемов в 1,5-3 раза. Это вызвано как корректировкой логистики грузопотоков, так и частичной нехваткой портовых и железнодорожных мощностей.

В целом, статистика по росту грузоперевозок очень выборочная. Найти данные по общей динамике ж\д, авиа, морских и автоперевозок относительно 2021 и 2022 года пока не удалось.

Можно сделать вывод о том, что потеря прямого грузооборота с ЕС компенсируется ростом грузооборота с другими странами, преимущественно по южному и восточному направлению. Также возросла нагрузка на автомобильные грузоперевозки, что может быть связано со сложностью с контейнерными и авиаперевозками.