Утверждены дополнительные меры для снижения цен на топливо
13.10.2023
Почему начался рост цен на бензин и дизель и стоит ли ждать снижения стоимости – в нашем материале.
В сентябре 2023 года в России наблюдалось резкое увеличение цен на бензин и дизельное топливо. Средняя стоимость бензина возросла на 44 копейки, в то время как дизельное топливо подорожало на 1,32 рубля. В некоторых регионах рост цен составил более 5%.
В результате сильного повышения цен на топливо наблюдалось закрытие некоторых заправочных станций - преимущественно это были небольших АЗС, расположенные в отдаленных населенных пунктах и южных регионах страны. Некоторые заправки не могли позволить себе закупать бензин и ДТ по текущим ценам, к тому же, топливо в целом стало трудно найти.
Рост цен на топливо также сказывается на себестоимости грузоперевозок, что, в конечном итоге, увеличивает цену товаров для розничных потребителей.
По этой причине 21 сентября был введен временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива в зарубежные страны, кроме членов Евразийского Экономического Союза: Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Цель данного решения - стабилизация цен на внутреннем рынке РФ.
Запрет показал положительный результат, однако уже через несколько дней стоимость на нефтепродукты вновь начала расти. Так, на международной товарной бирже 6 октября цена бензина марки "Премиум-95" в России увеличилась на 0,55% до 59 501 рубля за тонну. Стоимость бензина АИ-92 также повысилась на 0,8% и достигла отметки в 57 365 рублей за тонну.
После этого было принято решение о частичном снятии ограничения на экспорт дизельного топлива – а именно, на экспорт ДТ, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом, но при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок РФ не менее 50% от произведенного дизеля.
Запрет на экспорт также больше не распространяется на нефтепродукты для служебного пользования, а также те, что попали в систему "Транснефти" до и на момент введения запрета.
Почему начался рост цен на бензин и дизель?
С сентября текущего года начал действовать закон о сокращении демпфера вдвое.
Демпфер– это регулирующий инструмент, который используется государством для контроля стоимости топлива на внутреннем рынке.
Демпфер рассчитывается путем анализа разницы между экспортной стоимостью нефтепродуктов и внутренней ценой. Если стоимость экспорта топлива становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство компенсирует производителям разницу для удержания прежних цен в стране. При обратной ситуации — компании возвращают государству часть своей прибыли.
Однако с осени компенсация для нефтяников от государства уменьшилась вдвое. Данная мера была предпринята с целью сэкономить госбюджет до 30 млрд рублей. Предполагается, что именно это решение и спровоцировало рост цен на топливо внутри страны.
Меры по снижению цен на бензин и дизель
1. Восстановление топливного демпфера
Правительством РФ принято решение с 1 октября 2023 года восстановить прежний топливный демпфер. Согласно новым изменениям, коэффициент демпфера будет увеличен вдвое – то есть до прежнего уровня. Предполагается, что это позволит стабилизировать цены на внутреннем рынке
2. Рост поставок на биржу
Торговля топливом на бирже предоставляет возможность независимым АЗС приобретать бензин и дизель по рыночной стоимости. Благодаря бирже заправочные станции могут выбирать наилучшее предложение.
Правительством РФ было принято решение скорректировать требования к нефтяникам. По новым условиям объем поставок бензина пятого класса должен быть увеличен с 13% до 15%, а дизельного топлива - с 9,5% до 12,5%.
Утверждённые изменения помогут повысить объём предложений на бирже, тем самым увеличив долю сделок на конкурентных условиях.
3. Заградительная пошлина для перекупщиков топлива
Предполагается, что ограничения на экспорт будут временными. В связи с этим увеличена заградительная пошлина на нефтепродукты, цель которой, предотвратить «серый» экспорт после снятия ограничений. Заградительная пошлина составит 50 000 руб. за тонну (ранее она составляла 20 000 руб. за тонну). Действовать она будет только для поставщиков нефтепродуктов, которые сами не производят топливо.
Данное решение должно сделать невыгодным для перекупщиков приобретение топлива в текущих условиях с целью его перепродажи после снятия нынешних ограничений на экспорт.
Будут ли введенные меры по снижению цен на топливо эффективны?
Наблюдатели сообщают, что стоимость нефтепродуктов на бирже начала расти еще весной. Первоначально его связывали с решением об уменьшении компенсационных выплат для нефтяников вдвое. Однако уже летом проблем прибавилось - появились сложности с логистикой, а резкое снижение курса рубля по отношению к зарубежной валюте только усугубило проблему. Вкупе с ростом цен на нефть на мировом рынке поставки на внутренний рынок РФ окончательно стали менее выгодными.
В итоге это привело к росту цен для конечных потребителях, что сказалось и на бизнесе, и на сельском хозяйстве (пришло время сбора урожая техникой). Стали закрываться небольшие заправочные станции в регионах, которые не могли позволить себе закупать топливо в новых условиях.
Вместе с тем страны ОПЕК+, в которые входит и Россия, приняли решение о снижении объема добычи нефтепродуктов, которое будет действовать и на 2024 год.
Как текущие решения, с учетом инфляции, скажутся на цене литра топлива для конечных потребителей – пока остается загадкой.
Мы продолжим следить за развитием ситуации.