Более половины перевозчиков могут уйти с рынка

Более половины перевозчиков могут уйти с рынка

«Серые» схемы перевозки грузов частными лицами и самозанятыми в ближайшее время могут стать невозможны.

24 июля 2024 года в первом чтении был принят законопроект, согласно которому планируется создание реестра перевозчиков, где отразится операционная деятельность транспортных компаний, а также отзывы клиентов. Чтобы попасть в него, необходимо будет соблюсти немалый ряд критериев:

  • Отсутствие у перевозчика недоимок по сборам и налогам.

  • Отсутствие непогашенных или неснятых судимостей по уголовным делам в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

  • Наличие в штате специалиста по обеспечению безопасности дорожного движения.

  • Транспорт должен находиться в исправном техническом состоянии, регулярно должны проводиться медосмотры водителей.

  • Внесение в реестр информации о юридическом лице, ИП или самозанятом, осуществляющем перевозку грузов, в том числе контактные данные, а также данные об автомобиле, сроках действия договора на транспортное средство, страховке.

  • Юридическим лицам и ИП придется зарегистрировать все грузовики общей массой более 3,5 тонн, а самозанятые смогут осуществлять грузоперевозки только на автомобилях от 2,5 до 3,5 тонн.

Те перевозчики, которые не будут включены в реестр, лишатся права заниматься транспортировкой грузов в коммерческих целях.

Данный реестр станет частью системы «ГосЛог», которая аккумулирует участников рынка и поможет вывести мелких перевозчиков из «серой зоны».

На данный момент в России зарегистрировано около 6,7 миллионов грузовых автомобилей, принадлежащих примерно 300 тысячам владельцев – как юридическим, так и физическим лицам. Однако только около 25% компаний, занимающихся грузоперевозками, действуют в рамках закона, в то время как остальные 75% находятся вне правового поля.

Официально в категории «деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам» зарегистрировано лишь 66 589 компаний и только около 30% из них ведут деятельность в соответствии с законодательством в области грузоперевозок.

Общественные организации предложили поправки к законопроекту №647526-8, касающиеся допуска к перевозкам грузов автомобильным транспортом. В частности, они предлагают запретить самозанятым осуществлять грузоперевозки на автомобилях с максимальной массой более 3,5 тонн и уточнить условия допуска к работе на машинах с массой от 2,5 до 3,5 тонн. Это, по мнению общественников, поможет прекратить использование самозанятых в схемах уклонения от налогов.

Кроме того, было озвучено предложение обязать агрегаторы, работающие с перевозчиками, фрахтовщиками и экспедиторами, удалять коммерческие предложения незарегистрированных в новом официальном реестре фирм. Иначе у недобросовестных субъектов останется возможность обхода закона.

Некоторые опасаются, что нововведения в закононодательстве могут повлиять на то, что более половины дальнобойщиков могут лишиться работы.

Сообщается, что недобросовестные перевозчики для сокращения издержек и снижения налоговых выплат перешли на работу с самозанятыми, у которых есть упрощенная система налогообложения. Законопослушным перевозчикам, имеющим штат водителей, приходится платить на 47–50% больше отчислений, чем самозанятым. В итоге самозанятые за счет демпинга создают условия для недобросовестной конкуренции.

В связи с чем было высказано предложение включить обязательную регистрацию крупнотоннажных транспортных средств на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поправки к законопроекту были приняты в первом чтении. Они направлены на обеспечение прозрачности логистики грузов через создание цифрового реестра перевозчиков. Этот реестр станет частью системы «ГосЛог» и поможет вывести мелких перевозчиков из серой зоны, обеспечив прозрачность и законность деятельности на рынке грузоперевозок.

Если законопроект примут, он может вступить в силу с 1 марта 2025 года.

 

В случае нарушения предусматриваются штрафы:

  • Для должностных лиц от 50 т.р. до 100 т.р.

  • Для юр. лиц от 200 т.р. До 400 т.р.

А также лишение права на осуществление коммерческих грузоперевозок на срок от полугода до года.