Особенности доставки грузов по России в 2025 году
09.12.2024
Что нужно знать, отправляя груз по России в 2025 году? Рассказываем, что может повлиять на стоимость и сроки грузоперевозок.
Автомобильные грузоперевозки набирают популярность, а ж/д продолжают дорожать
По данным Росстат с января по сентябрь 2024 года объем грузоперевозок ж/д транспортом снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а вот автомобильные грузоперевозки напротив показали рост на 8%.
Этот фактор может быть связан с изменением стоимости доставки грузов, так цена ж/д перевозок с декабря 2023 выросла на 7,6%, а с декабря 2024 поднялась еще на 13,8%. С января 2025 дополнительный рост тарифов на контейнерные перевозки и перевозки минерально-строительных грузов на 5%, а также на порожний пробег вагонов – на 10%.
В то же время ряд экспертов отмечают снижение стоимости автомобильных перевозок грузов в 2024 году:
- С начала 2024 года по середину ноября на перевозку станков, оборудования и металлоизделий ставки существенно не изменились, возможны колебания до 3% от месяца к месяцу. Однако существенное снижение ставок наблюдается на перевозку стройматериалов - до 40%, – отмечают в Урало-Сибирской Грузовой Компании. Подробнее в этом материале.
Мы предполагаем, что в 2025 году эти тенденции сохранятся.
Развитие логистической инфраструктуры
В России продолжается строительство крупных федеральных трасс, в частности М5 и М12. Власти выделяют бюджет на модернизацию дорог и мостов, а также создание новых транспортных коридоров, что ускорит доставку грузов внутри страны.
В 2025 году
-
Запланирован старт строительства дороги между Свердловской областью и Ханты-Мансийском. Она станет частью новых логистических маршрутов для «Сухого порта».
-
Планируют завершить строительство объездной дороги, которая соединит Екатеринбург и Тюмень и станет частью трассы М-12.
-
Трасса Югорск-Таежный свяжет Югру со Свердловской областью и станет частью Северного широтного коридора.
-
В Московской области к концу 2025 года планируют расширить 16 км федеральной трассы Р-22 «Каспий» до 4 полос.
-
Планирую начать строительство нового погранпункта на границе с Китаем.
Помимо этого, через территорию РФ могут проложить новую дорогу между Казахстаном и Монголией.
Цифровизация процессов
По мере перехода к цифровым технологиям, автотранспортные компании начнут активнее использовать цифровые платформы для управления грузопотоками. В 2025 году ожидается повсеместное внедрение систем, автоматизирующих процесс отслеживания грузов, управления складскими запасами и маршрутизации транспорта, что позволит повысить эффективность доставки и снизить время простоя.
Учет геополитической ситуации
В 2025 году сложившаяся геополитическая ситуация может создать новые вызовы для логистических компаний. Адаптация к изменяющимся условиям транспортировки, особенно в рамках торговых ограничений, станет ключевым моментом в стратегическом планировании.
Что с грузовиками в 2025 году?
С 1 октября 2024 года утилизационный сбор на грузовые автомобили вырос почти в 2 раза, что сделало малодоступными фуры не только из Европы, но и из Китая. В преддверии этого события ряд автотранспортных компаний экстренно пополнили свои автопарки.
После этого, спрос на грузовики стал падать. По итогам ноября 2024 года снижения спроса составило более 25% в сравнении с ноябрем 2023 года.
В целом же, по итогам 11 месяцев 2024 года объем рынка новых грузовых машин в России составил 115 тыс. 588 единиц, что на 11,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
С 1 января 2025 года таможенный сбор на ввоз автомобилей вырастет до 38%, что вряд ли стимулирует рост покупательской способности.
Более половины перевозчиков могут уйти с рынка
24 июля 2024 года в первом чтении был принят законопроект, согласно которому планируется создание реестра перевозчиков, где отразится операционная деятельность транспортных компаний, а также отзывы клиентов. Чтобы попасть в него, необходимо будет соблюсти немалый ряд критериев:
-
Отсутствие у перевозчика недоимок по сборам и налогам.
-
Отсутствие непогашенных или неснятых судимостей по уголовным делам в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
-
Наличие в штате специалиста по обеспечению безопасности дорожного движения.
-
Транспорт должен находиться в исправном техническом состоянии, регулярно должны проводиться медосмотры водителей.
-
Внесение в реестр информации о юридическом лице, ИП или самозанятом, осуществляющем перевозку грузов, в том числе контактные данные, а также данные об автомобиле, сроках действия договора на транспортное средство, страховке.
-
Юридическим лицам и ИП придется зарегистрировать все грузовики общей массой более 3,5 тонн, а самозанятые смогут осуществлять грузоперевозки только на автомобилях от 2,5 до 3,5 тонн.
Те перевозчики, которые не будут включены в реестр, лишатся права заниматься транспортировкой грузов в коммерческих целях.
Официально в категории «деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам» зарегистрировано лишь 66 589 компаний и только около 30% из них ведут деятельность в соответствии с законодательством в области грузоперевозок.
Дефицит водитель большегрузов продолжится?
Дефицит персонала остается острой проблемой для многих отраслей бизнеса, и сфера грузоперевозок не стала исключением. Бороться с этим пытаются при помощи повышения зарплат и улучшения условий труда, а также за счет автоматизации и роботизации ряда процессов. Так, в РФ активно тестируют беспилотные грузовики, которые частично смогут нивелировать проблему с нехваткой водителей большегрузов. А недавно появилось сообщение о том, что российские инженеры создали робота-погрузчика.
Подробнее о том, как транспортные компании борются с дефицитом кадров – в этом материале.
В 2025 году автомобильные грузоперевозки в России будут трансформироваться, принимая во внимание новые технологические реалии и изменяющиеся условия. Успех будет зависеть от готовности компаний адаптироваться и быстро реагировать на вызовы и возможности рынка.