Рост ставок на автомобильные грузоперевозки. Чего ожидать в 2022 году?

Рост ставок на автомобильные грузоперевозки. Чего ожидать в 2022 году?

Рост цен на автомобильные грузоперевозки, по разным источникам, в годовом выражении составил более 20%. Повышение ставок затронуло разные виды автотранспорта: с открытым кузовом, закрытым и рефрижераторов.

В 2021 году количественный показатель грузоперевозок вернулся к уровню 2019 года, то есть доковидному периоду. При этом стоимость грузоперевозок выросла в среднем на 20%, по сравнению с 2019 годом.

С чем связан рост цен на автомобильные грузоперевозки?

  • Дефицит водителей

В период пандемии и развития электронной торговли немалая часть водителей грузового автотранспорта переквалифицировалась в курьеров. Это стало общемировой проблемой. Транспортным компаниям приходится увеличивать заработную плату, чтобы привлечь водителей обратно в эту сферу, что влияет на рост ставок.

  • Нехватка грузового транспорта

Автопарк транспортных компаний требует обновления, в то время как доступность новых грузовиков снижается. Рост цен на новые большегрузы на внутреннем рынке за 2021 год, в среднем, составил более 15%.

Пандемия привела к увеличению срока выпуска новых автомобилей у ряда производителей, из-за нарушения поставок необходимых деталей. Если ранее время ожидания нового магистрального тягача составляло в среднем 6 месяцев, то в 2021 году оно увеличилось до 12-18 месяцев.

  • Подорожание бензина и автозапчастей

На цены грузоперевозок влияют операционные расходы транспортных компаний, на которых не мог не сказаться рост цен на топливо и автозапчасти. Если рост цен на бензин находился в пределах инфляции, то рост цен на запчасти в России с начала 2021 года составил 10-20%.

  • Уход с рынка мелких игроков

По данным аналитиков компании VEB Ventures, которые изучили десятки тысяч рейсов и внесенные в статистику данные за 2020 и 2021 годы по всей территории РФ, число небольших логистических компаний сократилось. В то же время, в целом, колличество перевозчиков и логистических компаний увеличилось на 3%. Укрупнение рынка приводит к удорожанию перевозок.

Спрос на логистические услуги растет со стороны потребителей, что является причиной дефицита компаний-исполнителей на рынке.

Рост цен коснулся практически всех направлений. Например, средняя стоимость грузоперевозки из Москвы в Санкт-Петербург выросла более чем на 20% (в пиковые периоды рост доходил до 45%). Рейс из Москвы в Краснодарский край подорожал в среднем на 35%. Стоимость доставки груза из Москвы в Екатеринбург начала активно расти со второй половины 2020 и на конец 2021 увеличилась более чем на 20%. Похожая динамика наблюдается практически по всем популярным направлениям.

Рост цен на грузоперевозки существенно затронул продовольственный рынок. Перевозка продуктов питания требует привлечение современного автопарка, с оборудованием для поддержания оптимальной температуры в кузове. В то время как перевозка, например, строительных материалов возможна на машинах с большим износом, потому обходится дешевле.

Рост цен на грузоперевозки по международным направлениям

Повышение цен на бензин и автозапчасти сказалось и на о международных грузоперевозках из ЕС в Россию.

Политическая ситуация в Европе, в частности «миграционный кризис», который привел к обострению отношений между Беларусью и ЕС, также способствовали повышению ставок. Сложившаяся ситуация привела к увеличению сроков на прохождение границы, что, в свою очередь, привело к повышению транзитного времени доставки.

С 10 ноября Польша в одностороннем порядке приостановила работу пункта пропуска «Кузница/Брузги». Это привело увеличению очередей на других пограничных переходах, особенно в преддверии новогодних праздников.

Ковидные ограничения также не могли не сказаться на росте ставок по международным направлениям. Это связано с введение в ряде стран COVID-паспортов и дополнительными проверками на границах, которые существенно увеличивают длительность рейса.

Повлияли на уровень тарифов и перебои с обновлением ПО на границах, за которыми последовало образование больших очередей в обе стороны. Таким образом, количество рейсов для одного грузовика снизилось.

Рост тарифов составил от 10% до 30% в зависимости от страны и направления перевозки. Как сообщил глава логистической платформы Cargotogo Владимир Павловский, пользователи платформы сообщали о росте цен на 15-35 % в зависимости от типа груза.

Стоит ли ждать роста цен на автомобильные грузоперевозки в 2022 году?

В следующем году тенденция роста цен на грузоперевозки может продолжиться, однако прогноз эксперты дают осторожный.

Повлиять может изменение ситуации на границах ЕС и Беларуси, а также пропускных пунктах на границе Китая и РФ.

Однако снижения цен на бензин и запчасти, а также решения проблемы с дефицитом водителей в следующем году ждать не приходится.

Многим грузоперевозчикам может потребоваться обновление автопарка, в то время как выпуск новых грузовых машин некоторых востребованных марок задерживается, в связи с отсутствием микрочипов. Ситуация с ковидом также остается непредсказуемой.

Грузоотправителям мы можем посоветовать проводить тендеры и закреплять ставки с выбранными перевозчиками на 6 или 12 месяцев.

Урало-Сибирская Грузовая Компания более 15 лет осуществляет доставку грузов по России и за рубежом собственным транспортом и с привлечением транспорта партнеров. Узнать стоимость грузоперевозки Вы можете, воспользовавшись онлайн-калькулятором в разделе Тарифы или позвонив нам.