Грузовикам из ЕС запрещен въезд в Россию или все же нет?

Грузовикам из ЕС запрещен въезд в Россию или все же нет?

С 10 октября начал действовать запрет на въезд на территорию России грузовиков из ЕС, но список исключений настолько большой, что может показаться, будто ограничений и нет.

С 10 октября и до конца 2022 года вступило в действие постановление о запрете грузоперевозок по РФ для транспортных компаний из Европы, Норвегии, Великобритании и Украины. Такое решение стало ответом на аналогичные санкции в отношении России.

Список исключений на запрет въезда грузовиков из ЕС в Россию

Список исключений очень существенный:

  • Запрет не распространяется на Калининградскую область

  • Запрет не распространяется на определенные виды товаров, а именно мясо, рыбу, живых животных, молочную продукцию, яйца, алкоголь, табак, лекарственные препараты, удобрения, косметику, контрацептивы, бумагу и картон, ядерные реакторы, трубопроводы, электромашины и оборудование, бытовую химию, музыкальные инструменты, сельскохозяйственную продукцию, энергоносители, цветные металлы, наземный транспорт, часы и прочие группы товаров.

Это значит, что грузовики из ЕС, перевозящие товары, которые подпадают под исключения, смогут как и прежде передвигаться по территории РФ. Если же перевозимые товары под указанную категорию не подпадают, то единственной возможностью их ввоза на территорию РФ станет перецепка или перегрузка на границе. Для них запрещены  двусторонние и транзитные перевозке, а также перевозки с территории или на территорию третьего государства.

Как запрет на въезд грузовиков из ЕС в РФ скажется на конечных потребителях?

Сообщается, что исключения были введены, чтобы товар не был поврежден или испорчен и нововведения меньше сказались на конечных потребителях, товары из Европы и дальше будут доставляться в РФ.

Однако нужно быть готовыми к повышению цен, ведь нововведения усложнят цепочку доставки – потребуются дополнительные работы по перегрузке и перецепке, а количество компаний, входящих в цепочку доставки товара, увеличится. 

Эксперты не отрицают такой исход. Как сообщила глава Институт развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова «Известиям», запрет на въезд в Россию фур с европейскими номерами усиливает влияние антироссийских санкций на потребительский рынок.

- Ограничение со стороны РФ может осложнить импорт сырья и материалов, которые используют в производстве продуктов питания. Также может вырасти цена на транспортировку оборудования, которое задействовано в пищевой промышленности..., -отметила глава Институт развития предпринимательства и экономики.

Как будет осуществляться перегрузка товаров из ЕС на границе с РФ?

Осуществлять перецепку или перегрузку можно только на территории:

  • Муниципальных образований Калининградской области

  • Выборгского и Кингисеппского районов Ленинградской области

  • Печенгского, Кольского и Кандалакшского района Мурманской области, а также Мурманска

  • Пскова, Себежского, Печорского и Пыталовского района Псковской области

  • Лахденпохского, Лоухского, Сортавальского района и Костомукшского городского округ в Карелии

  • Санкт-Петербурга.

Существуют и другие ограничения - российский перевозчик может забрать зарегистрированный в ЕС прицеп, если перецепка выполняется в пункте пропуска и декларация временного ввоза оформляется на российского перевозчика. Если же иностранное транспортное средство прошло оформление в пункте пропуска и после этого доехало, например, до склада временного хранения, то необходимо осуществлять перегрузку, поскольку везти далее прицеп по территории России в соответствии с процедурой временного ввоза разрешается только иностранному перевозчику.

Ожидается, что нововведение поможет транспортным компаниям, которые понесли убытки в связи с введением санкций и другими изменениями, которые затронули сферу грузоперевозок. 

Напомним, в середине июня в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков сообщили, что более трех тысяч автопредприятий России вынужденно прекратили свою деятельность.

Однако пока неизвестно, будет ли новая система работать так, как задумано.

По отзывам транспортных компаний по отрасли грузоперевозок сильно ударил призыв водителей по частичной мобилизации. Ведь проблема с нехваткой водителей фур стояла остро не первый год. С учетом того, что перед Новым годом спрос и, как следует, нагрузка на отрасль растет, может увеличиться не только конечная цена товаров, но и срок их доставки. Также непонятно, насколько инфраструктура пунктов перегрузки и перецепки готова к новым реалиям

Мы продолжим следить за развитием ситуации.