Рост цен на грузоперевозки в 2024 году

Рост цен на грузоперевозки в 2024 году

Какие факторы будут влиять на рост цен на грузоперевозки в 2024 году – в нашем материале.

В последнее время мы наблюдаем повсеместный рост цен, который затронул многие товары и услуги. Цена грузоперевозок – один из факторов, который напрямую влияет на цены товаров для конечных потребителей, ведь логистика закладывается в себестоимость товара для продавца.

Разберем, каких изменений в тарифах на грузоперевозки ждать в 2024 году, но сначала вспомним, что послужило причиной для роста в 2023.

 

В 2023 году цены на грузоперевозки росли, этому способствовал ряд факторов

1. Рост цен на топливо

Цены на бензин и дизель уже давно идут вверх, однако в сентябре 2023 года в России наблюдалось резкое увеличение цен на бензин и дизельное топливо. Средняя стоимость бензина возросла на 44 копейки, в то время как дизельное топливо подорожало на 1,32 рубля. В некоторых регионах рост цен составил более 5%.

В результате сильного повышения цен на топливо наблюдалось закрытие некоторых заправочных станций - преимущественно это были небольших АЗС, расположенные в отдаленных населенных пунктах и южных регионах страны. Некоторые заправки не могли позволить себе закупать бензин и ДТ по текущим ценам, к тому же, топливо в целом стало трудно найти.

Государством был принят ряд мер для регулирования ситуации, но они не дали мгновенного эффекта. Подробнее – в нашем материале.

2. Маршруты доставки грузов из зарубежа стали длиннее

Ни для кого уже не секрет, что санкции в отношении РФ привели к тому, что поток прямого импорта из недружественных стран сильно снизился – грузы стали доставлять через третьи страны, что привело к росту расходов, как за счет увеличения пути, так и за счет необходимости в дополнительном оформлении грузов.

Эксперты отмечают, что сроки поставок по некоторым направлениям выросли в два-три раза, а стоимость - более чем на треть.

3. Парк грузовых автомобилей в РФ стареет 

Почти 70% грузового парка старше 10 лет. Спрос на грузовой автотрнаспорт большой, но с ростом стоимости автомобилей и уходом с рынка РФ ряда производителей обновление автопарка может затрудниться.

Вместе с тем грузовики старше 10 лет требуют более частого ремонта и здесь перевозчики сталкиваются со ставшим уже привычным ростом цен на запчасти.

4. Повышение утилизационного сбора

Китайские грузовики в РФ занимают лидирующие позиции по спросу. По данным Автостат Инфо, в середине 2023 года, их доля составила 61,9% от общего рынка грузовых автомобилей.

Однако с 1 августа 2023 года был увеличен утилизационный сбор, что привело к значительному повышению цен на иностранные автомобили. Это решение затронуло как новые, так и подержанные автомобили, которые будут импортированы юридическими лицами. Кроме того, ставка сбора для грузовых автомобилей увеличилась в 1,7 раза.

В результате, покупка нового импортного грузового транспортного средства стала более затратной. Это также может отразиться на тарифах грузоперевозок.

5. Дефицит водителей

За последние пять лет дефицит водителей грузовиков увеличился с 15% до 21%. Данные, предоставленные комитетом транспортной логистики "Деловая Россия", указывают на то, что в настоящее время не хватает около 50 000 водителей грузовых автомобилей, что приводит к простаиванию около 10% автопарка.

Нехватка водителей большегрузов влияет на размер заработной платы, что также влияет на итоговую стоимость перевозки.

6. Рост тарифов и налогов

С 1 февраля 2023 года максимально допустимые тарифы для платных трасс, налоги и сборы в системе Платон выросли на 12%.

7. Ослабление рубля и инфляция

Рост цен в 2023 году наблюдался практически повсеместно. В первую очередь, он связан с ростом себестоимости, это наблюдается как на продуктовом рынке, так и в транспортной сфере.

В 2023 году рубль подешевел примерно на 30% по отношению к доллару и евро и предсказать, как будут развиваться события, пока не просто.

8. Тарифа на ж/д перевозки также росли

Повышение тарифов в начале 2023 года составило 8%. Помимо этого, с 1 декабря 2023 года было анонсировано новое повышение – на 10,75% на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки. Итого, по итогам 2023 года, рост может составить 18,75%.

 

Стоит ли ожидать роста цен на доставку грузов в 2024 году?

Чтобы понять это, нам надо учитывать то, сохранятся ли факторы, которые влияют на удорожание грузоперевозок в 2024 году, а также то, каких еще изменений стоит ожидать. Разберем подробнее.

 

Факторы, влияющие на рост цен на грузоперевозки в 2024 году:

1. Рост цен на грузовые ж/д перевозки

Напомним, индексация тарифов на ж/д перевозки грузов с декабря 2023 анонсирована в размере 10,75%. Однако данное повышение не гарантирует, что дополнительной индексации в 2024 году не будет. Напомним, в 2023 году индексация тарифов на грузовые жд перевозки составила 8% в начале года и анонсирована на дополнительные 10,75% – в конце.

Как сообщает ТАСС, а 2024 год уже рассматривается возможность утверждения новых тарифов на контейнерные перевозки, перевозки минерально-строительных грузов и порожнего пробега полувагонов.

2. Расходы на грузовой автотранспорт

Как мы отмечали ранее, грузовой автопарк в РФ стареет и все чаще требует ремонта, который, за счет роста цен на запчасти, становится все затратнее.

Вместе с тем, итак высокая цена зарубежного автотранспорта увеличилась за счет повышения утильсбора в 2023 году. Стоимость кредитов растет, вместе с повышением ключевых ставок от центробанка. Ожидать того, что в 2024 году эта ситуация уменьшится – не стоит.

То, какой будет цена на бензин и дизель предугадать сложно, одна ожидать того, что она опуститься до уровня начала 2023 года, по нашему мнению, не стоит.

3. Дефицит водителей категории СE

Можно с уверенностью предположить, что кадровый голод продолжится.

Напомним, категория СЕ необходима для управления грузовым автомобилем с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг. К обучению на данную категорию допускаются водители, имеющие 1 год стажа на категории С. То есть процесс этот не быстрый. Однако информации о том, что на обучение данной категории сейчас есть спрос, мы не нашли.

Учитывая политическую ситуацию ожидать, что число водителей большегрузов на рынке труда увеличится – не стоит.

Исходя из перечисленных факторов можно сделать вывод, что рост цен на доставку грузов в 2024 году продолжится, как и инфляция в целом.

Мы продолжим следить за развитием ситуации.