Как изменится стоимость доставки грузов в 2024-2025 году?

Как изменится стоимость доставки грузов в 2024-2025 году?

Какие факторы будут влиять на стоимость грузоперевозок в 2024-2025 году – в нашем материале.

Согласно данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, объем грузоперевозок автомобильным транспортом за 2019-2023 годы увеличился на 10% - с 5,7 до 6,3 миллиардов тонн, грузооборот – на 39%, с 275 до 382 миллионов тонн-км. В конце 2023 года был озвучен прогноз о том, что тариф на автомобильные перевозки в 2024 году может увеличиться с 82 до 96 рублей за один километр.

В настоящее время на стоимость доставки грузов автомобильным транспортом активно влияют следующие факторы: дефицит водителей, повышение цен на грузовой транспорт, топливо, автозапчасти и обслуживание, а также рост «Платона».    

 

Какие факторы сейчас влияют на стоимость грузоперевозок?

Автомобильные грузоперевозки

1. Дефицит водителей категории С E

Согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, нехватка водителей грузового транспорта (с прицепом весом более 750 кг.) категории С Е по итогам 2023 года выросла на 4% и достигла отметки в 25%, из-за чего начало простаивать 18% автопарка.

По данным «Экспертного опроса руководителей и владельцев автотранспортных предприятий», проведенным в 2024 году институтом социально-политических исследований Федерального исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), 68,4% опрошенных грузоперевозчиков заявили о дефиците водителей. Согласно опросу, доля водителей в возрасте от 45 до 55 лет в 2024 году в России составила 46,7%, в возрасте от 30 до 45 лет - 38,5%.

В настоящее время малое количество молодых специалистов заинтересовано в данной профессии, несмотря на высокую заработную плату, которую предлагают логистические компании. Основная причина дефицита водителей – тяжелые условия труда. Согласно данным опроса: у 45,3% перевозчиков самая высокая продолжительность рейса до возврата на базу - 6 дней, у 43,4% опрошенных рейсы длятся от 3 до 5 дней, у 20,4% – менее 2 дней. В рамках исследования было опрошено 276 представителей компаний из 61 региона РФ. Нехватка водителей грузовых автомобилей провоцирует увеличение заработной платы, что впоследствии влияет на итоговую стоимость грузоперевозок.

2. Рост цен на бензин

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) 5 июня 2024 года отметила повышение розничных цен на топливо. Только с 27 мая по 3 июня 2024 года цена на бензин выросла на 0,3%, что составило 14 копеек (до 55,37 рублей за литр), дизельное топливо повысилось в цене на 0,2%, что составило 10 копеек (до 65,43 рублей за литр).

Изменение стоимости топлива было зафиксировано в 70 регионах Российской Федерации. За отчетный период 2024 года сильнее всего подорожало горючее в Ямало-Ненецком автономном округе + 1%, в Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,4%. Снижение цен на топливо было отмечено в Республике Тыва - 0,3% и Севастополе - 0,1%.

По данным платформы Finance.Rambler в 2023 году бензин на российских АЗС подорожал почти на 7%, дизель - на 10%. Активное повышение цен произошло летом 2023 года, когда спрос на топливо в России вырос в связи с началом автомобильного сезона и уборочной кампании. Предложение горючего снизилось, так как на нефтеперерабатывающих заводах начались плановые ремонты, в свою очередь энергокомпании увеличили поставки своей продукции за рубеж на фоне перестройки торговых маршрутов и роста экспортных цен. На сегодняшний день продолжается рост стоимости топлива, который провоцирует увеличение цены грузоперевозок.

3. Рост стоимости автозапчастей + параллельный импорт

Платформа «Дром» сообщила о росте цен на автозапчасти. Согласно оценке за 2023 год автозапчасти подорожали на 17%, фильтры на 2,3%, щетки стеклоочистителя на 7%, масла на 14%, а ремни, диски и тормозные колодки на 15%. В конце 2023 года было сделано предположение о том, что в 2024 году стоимость обслуживания (ТО) автомобилей может вырасти на 10-15%. В особенности должно подорожать обслуживание у официальных дилеров, которые используют оригинальные расходники.

Также было отмечено, что повышение цен на запчасти произошло по причине логистических издержек и ослабления рубля. Рост цен также наблюдался на запчасти машин ушедших из РФ марок. В 2023 году на рынке была зафиксирована активная нехватка стекол. Проблема дефицита стекол была разрешена при помощи импорта аналогов из Китая: доля стекол китайского производства составила 80%.

В настоящее время увеличение цен на автозапчасти провоцирует логистических компаний затрачивать больше средств на ремонт грузовых автопарков. В связи с тем, что ремонт транспорта требует больше затрат -  повышается стоимость доставки грузов .

4. Сложность с покупкой грузовых фур европейского производства

Отечественные логистические компании столкнулись с дефицитом техники и были вынуждены продлевать срок эксплуатации грузовиков после ухода ведущих европейских производителей с рынка РФ. По данным платформы аналитического агентства «Автостат»: несмотря на дефицит техники, 2023 год стал рекордным со времен СССР по продаже грузовых машин (массой свыше 3,5 тонн) в России было реализовано 143,7 тысяч большегрузов, что на 71% больше, чем в 2022 году. 

По данным «Известий» в начале 2024 года стоимость грузовых фур увеличилась на 26%, по сравнению с концом 2023 года. В настоящее время российские транспортные компании постепенно избавляются от европейских машин, поскольку обслуживать грузовые фуры становится все сложнее. Данный фактор повлиял на рост цен грузовых автомобилей, а также усложнил возможность покупки нового транспорта и обслуживания уже имеющихся европейских моделей, что впоследствии отразилось на цене грузоперевозок.

5. Растет «Платон» и проезд по платным дорогам

C 1 февраля cтавка за километр в системе «Платон» возросла на 21 копейку и составила 3,05 рубля.

Напомним, плату за проезд взимают со всех грузовиков массой более 12 тонн, которые следуют по федеральным дорогам России.

Помимо этого, 23 апреля 2024 года ГК «Автодор» поднял тарифы на проезд по платным дорогам федерального значения в Российской Федерации. Платить необходимо тем грузовым транспортным средствам, чья масса превышает 12 тонн. «Автодор» сообщил, что средняя стоимость одного километра пути в среднем увеличилась на 8% «в связи с инфляционным процессом».

Увеличение стоимости произошло по следующим трассам: М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток».

 

 ЖД перевозка грузов

В декабре 2023 года РЖД проиндексировало грузовые тарифы на 10,75%. Согласно данным Минэкономразвития Российской Федерации: базовая индексация составила 7,6%, надбавка на капитальный ремонт - 2%, обеспечение транспортной безопасности - 1%.

Российские железные дороги также продлили льготы на грузоперевозки в 2024 году:

  • Скидка 20,7% на транспортировку контейнеров со станций Дальневосточной железной дороги.
  • Скидка 50% установлена для внутрироссийских перевозок грузов второго и третьего тарифных классов на расстояние до 720 км включительно.

Грузы, перевозимые по российским железным дорогам, делятся на 3 группы: продукцию первого класса (уголь, щебень, необработанная древесина и т.д.) перевозят по заниженному тарифу, продукцию второго класса (нефть, нефтепродукты, удобрения и т.д.) перевозят по себестоимости, продукцию третьего класса (сплавы, стальные болванки, алюминий и т.д.) перевозят по повышенному тарифу, который компенсирует убытки от перевозки грузов первого класса. Подробнее ознакомиться с тарифными классами можно ознакомиться на официальном сайте РЖД.

 

 Морские грузоперевозки

Альберт Лихолет - гендиректор Global Ports рупнейший оператор контейнерных терминалов на рынке РФ по контейнерообороту) в марте 2024 года отметил, что в феврале 2024 года оборот контейнеров в портах Северо-Запада увеличился в 3 раза по сравнению с началом 2023 года до 129 000 TEU (20-футовый контейнер – металлическая коробка, транспортируемая различными видами транспорта). Рост контейнерооборота связан с поддержкой логистики различных отраслей и ценовыми условиями, а также с выравниванием рынков на Дальнем Востоке и Северо-Западе с точки зрения стоимости грузоперевозок. За 2023 год ставки фрахта (услуга перевозки груза на морских судах, которая оказывается на основе договора или контракта) снижались, особенно по Северо-Западу. В настоящее время они достигли стабильного состояния - 4500–5000$ за контейнер. 

 

Какие факторы будут влиять на стоимость доставки груза в конце 2024 - начале 2025 года?

Согласно проведенному анализу, дефицит водителей категории С E и повышение цен на проезд по платным федеральным дорогам «Платон» - факторы, которые сохранятся и прогнозируются в следующем году. В свою очередь, РЖД проиндексирует цены грузоперевозок, что также спровоцирует увеличение стоимости доставки грузов.

Рассмотрим следующие факторы, которые смогут положительно отразиться на стоимости грузоперевозок:

1. Бензин и дизель

В декабре 2023 года Министр энергетики Российской Федерации Николай Шульгинов в эфире канала Россия 24 отметил, что запасы бензина и дизеля в стране увеличились с 10 до 25%, благодаря чему внутренний рынок полностью обеспечен топливом. В правительстве Российской Федерации подчеркнули, что в 2024 году ожидается постепенное снижение цен на бензин и дизель. В случае, если произойдет снижение стоимости на топливо – цены на грузоперевозки будут менее стремительно повышаться. Поскольку стоимость бензина и дизеля оказывает значительное влияние на формирование конечной цены доставки грузов.

2. Автозапчасти

Игорь Олейников – аналитик автомобильного портала «Дром» отметил, что в РФ в 2024 году на рынке не будет значительного увеличения цен автозапчастей. В 2024 году рынок адаптируется под новые условия. В настоящее время логистика комплектующих стабилизировалась, нашлись оптимальные каналы поставок, большое количество комплектующих поставляют через Китай. Поставщики стараются держать цены в рамках инфляции, благодаря чему автозапчасти не дорожают. Таким образом, в 2024 не наблюдается увеличение стоимости автозапчастей.

3. Сложность с покупкой грузовых фур

В настоящее время автопарк стремительно расширяется российскими и китайскими грузовыми фурами, которые смогли заменить уход европейских производителей с рынка РФ.  Сегодня цены на грузовой транспорт продолжают расти. Когда будет снижение цен на транспорт и это будет ощутимо – неизвестно. Ожидается, что в 2025 году возможно незначительное снижение цен на автотранспорт или стабилизация, когда рынок России будет насыщен отечественными и китайскими брендами, а также иномарками, привезенными при помощи параллельного импорта. 

Ранее мы опубликовывали новость о том, как распределился рейтинг грузовых автомобилей по итогам 2023 года. ТОП 10 мест распределили Российские, Китайские и Белорусские бренды. Лидирующую позицию по продажам грузовых моделей заняла российская компания КамАЗ. Китайские бренды заполнили рынок РФ своей техникой и заняли 7 мест из 10 в рейтинге, что является отличным результатом. Белорусская компания МАЗ заняла 7 место. Таким образом, Китайские, Российские и Белорусские бренды смогли полностью вытеснить с рейтинга европейские и немецкие марки, что говорит о том, что данные производители со временем способны полностью нивелировать дефицит техники в РФ.

4.  Государственные субсидии на грузоперевозки

В настоящее время федеральный бюджет РФ частично компенсирует затраты на перевозку грузов по «Северному морскому пути». Морской путь обеспечивает кратчайший маршрут из Китая в Европу, но его использование ограничено необходимостью привлекать ледокольный флот. Согласно программе, в год предусмотрено 3 рейса между северо-западными и дальневосточными регионами.

Ежегодно на субсидирование затрат грузоперевозок из федерального бюджета РФ выделяется по 560 миллионов рублей. Выделенные государством средства предназначены перевозчикам на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты.

 

Так будет ли рост?

Цены на ж/д перевозки грузов

В заключении необходимо отметить, что тарифы на железнодорожные перевозки в Российской Федерации с 1-го января 2025 года могут вырасти минимум на 5,2%. При этом целевая надбавка на обеспечение транспортной безопасности увеличится с 1% до 2%. В прогнозе сценарных условий социально-экономического развития РФ, подготовленном Министерством экономического развития, говорится о том, что с 1 января 2026 года тарифы могут проиндексировать на 4,7%, а с июля 2027 года на 4,1%. В документе поясняется, что в 2027 году параметры индексации по всем тарифам на жд перевозки грузов прогнозируются на уровне, превышающем целевую инфляцию. Важно отметить, что Правительство РФ принимает окончательное решение по индексации тарифов, что позже закрепляется указом ФАС. Не исключено, что параметры индексации могут измениться к концу 2024 года.

 

Цены на морские грузоперевозки

 В области морских грузоперевозок рынок РФ характеризуется повышенным предложением и конкуренцией между морскими гаванями (прибрежная часть водного пространства, которая используется как место стоянки). Согласно информации на портале Морские Вести, в 2024 году прогнозируется стабилизация и сохранение цен морских грузоперевозок на прежнем уровне, а также возможно постепенное снижение морского фрахта. Развитие транспортного коридора «Северный морской путь» в 2024 году должно ускориться. Сегодня Правительство РФ активно субсидирует грузоперевозки для того, чтобы перенаправлять грузопотоки с восточного направления на северо-запад, а также стремится увеличить товарооборот с африканскими странами, вследствие чего будут развиваться новые направления перевозок, а также будет происходить постепенное насыщение грузовых баз.

 

Цены грузоперевозок автотранспортом в 2024-2025 году

 Стоимость грузоперевозок автотранспортом в 2024-2025 году на фоне воздействующих факторов продолжит несущественно расти. Прогнозируется, что большого скачка роста доставки грузов все же не произойдет, благодаря стабилизации цен на топливо, автозапчасти и грузовой транспорт.  Однако дефицит водителей сохранится.

 

Мы продолжим следить за развитием ситуации.